?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера был день рождения великого Збигнева Цибульского. Впрочем, не уверен, что он принял бы такой эпитет, - пока был живым.
Показал я своим студентам в РГГУ в рамках спецкурса "Культура кинематографа", в контексте разговора о социальных, моральных, эстетических и политических табу, и в связи с "чёрной серией", - как её полемическое преодоление, - фильм Анджея Вайды "Пепел и алмаз". Впечатление поразительное. Казалось бы, засмотренная до дыр, картина обретает новые смыслы, и видишь то, на что ещё вчера не обращал внимания.
Например. Мачек Хелмицкий просит у портье сигарету. Тот с готовностью спрашивает: "Конечно! Вам какие: американские, венгерские"?
Следует ответ: "Венгерские. Они крепче". Если знать, что за два года до выхода фильма было весьма кровавое антикоммунистическое восстание в Венгрии, реплика интересная. Тем более, что потом точно такие же сигареты попросит (уже для откровенной маскировки) старший напарник Мачека, Анджей.
И ещё. Когда Мачек приходит на встречу с Анджеем, и на его глазах уходит машина, и вот-вот на него накинется обезумевший от страха Древновский, и Мачек побежит, и нарвётся на пулю, - так вот, перед этой большой, трагической сценой, в будто проходном эпизоде тупикового (для всех) бегства, в левом верхнем углу кадра замечаешь портрет, лежащий на земле. Это портрет Болеслава Берута, - человека, который очень скоро возглавит в Польше коммунистическую власть. Мы его видели в фильме Юрия Озерова "Солдаты свободы". Н-да. Но этот ещё лежащий портрет маркирует новое время, где всякой реальной партизанщины просто не будет, не может быть, потому что врагов будут назначать, в порядке общей очереди. Вот такая плотность фактуры у шедевра романтического кино, с его метафорами и символами. После этого ничего не оставалось, кроме как посмотреть в "Островах" фильм Ирины Изволовой про Цибульского. Достойная работа. И уже никакой политики. Только пластика, чёрные очки, и у живых коллег - плохо скрываемая ревность к посмертной славе польского гения.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
kaholong
Nov. 4th, 2013 02:22 pm (UTC)
Сейчас при жизни все - великие, а тогда, наверно, были просто интересные. А уж Цибульский! Спасибо, что напомнили про д.р. Таких как он, раз-два и все.
shemyakins
Nov. 4th, 2013 04:50 pm (UTC)
Да, до сих пор на памяти. Вам спасибо.
banshur69
Nov. 4th, 2013 04:38 pm (UTC)
Короткая новелла в цикле "Любовь в двадцать лет" оставила сильнейшее впечатление. За 15 минут Цыбульский прожил на экране всю жизнь своего героя.
Вероятно, есть какая-то закономерность в ранней смерти таких актеров. Их жизнь есть мера истории искусства.
shemyakins
Nov. 4th, 2013 04:55 pm (UTC)
Конечно. И насчёт новеллы согласен. А потом, в "Сальто" Конвицкого,Цибульский отрефлексировал пограничное состояние своего героя. Не случайно в основном именно на новелле, упомянутой Вами, и на "Сальто", строит свой ассоциативный ряд Ирина Изволова в фильме о Цибульском, сделанном в "Островах". Ну и, конечно, "Пепел и алмаз" и "Поезд" - как высшие достижения.
ijona_tihaja
Nov. 6th, 2013 04:22 am (UTC)
Я смотрела "Пепел и алмаз" дважды: в школе и в этом году. В первый раз я там ничего не поняла, кроме того, что фильм на некую незнакомую мне политическую тему. Это как-то отбило желание в него вдумываться, т.к. я никогда не любила политику и историю.

Во второй раз я увидела, что к политике содержание фильма не сводится - это еще и экзистенциальная драма. Может быть, даже в первую очередь. Именно поэтому кино такое хорошее. Конкретные детали исторического фона, на котором разворачивается повествование, не так уж важны, ведь герой сталкивается с вечными проблемами. Теперь даже не понимаю, почему тогда вся эта конкретика помешала мне элементарно уследить за происходящим.
shemyakins
Nov. 6th, 2013 09:36 pm (UTC)
Да, согласен. В своё время у меня было примерно то же самое.
turtaniat
Jan. 12th, 2014 05:23 pm (UTC)
С Днем рождения! Всего вам доброго в новом году.:)
shemyakins
Jan. 22nd, 2014 04:20 pm (UTC)
Спасибо большое!
( 8 comments — Leave a comment )