?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

12 августа – пересматривал «Стратегию паука» Бертолуччи, сюжетная ситуация – обратная нашей с отцом. Очень полезно. Ещё когда только вспомнил картину, решил, что «канцониетты» и музыка Верди (Риголетто) – будут, с одной стороны, на титрах, а с другой, - в тех местах, где будет фигурировать его памятник. И ещё – две реминисценции у Тарковского: когда парень сидит на вокзале, а поезд НИКОГДА не придёт, перед этим окончательным выводом вдруг трое на дрезине, толкают её (как в «Сталкере»). И потом, когда сына слушают – как статуи на площади – уже почти буквально, как цитата, эта мизансцена в «Ностальгии» (сцена самосожжения Доменико). Вот! И эти же тонкости – в главу 3-ю, контекст 60-х и «новых волн» моей монографии «Сквозь дыры в железном занавесе»..
24 августа, пятница
Написал в ФБ, постфактум. Впереди опять бессонная ночь, хотя уже намного легче, - спасибо Александру Щёголеву за НУРОФЕН. Зато придумал, как сделать "испанский эпизод" из нашего фильма. Вкратце, суть в следующем. На дворе 1969-й год. Понятно, что за мутное, склизкое время. Однако отец получает в марте звание Героя соцтруда, и отправляется на YI Конференции Федерации европейских биохимических обществ, в Толедо, с заездом в
Мадрид. Он уже поставил себе безошибочно смертельный диагноз. А нам с мамой ещё не сказал об этом, хотя мы оба чуяли беду, но приписали её другим обстоятельствам. Итак, фактически один, в незнакомой стране, он должен был принять, может быть, самое важное решение, и всецело на себя ему подчинить. И вдруг - логика гениального учёного, привычно организующая каждый час его жизни, исчезла. На него обрушилась Испания, точнее, Мадрид, с его жизненной силой, сумасшедшим потоком энергий, - тем, что уже после Франко, назвали "мовидой", по контрасту с навеки неподвижным средневековым Толедо, где он гулял и снимался неожиданно много на фоне старого города, смотрел Эль Греко, спорил, и уже собрался было в небытие. А дальше -ещё одно потрясение: Прадо. Преданно любивший Сезанна, он вдруг открывает в огромном объёме Гойю, Веласкеса, Мурильо, но главное - Сурбарана. И, как нам с матерью стало ясно потом, всё, увиденное им, подсказало, как можно уйти победителем. "Смонтировав" на бумаге несколько фраз сценария, я остановился в полнейшем бессилии и тупом ужасе. Что я могу?! Что я помню?! Жалость к себе?
И тут пришла музыка. Вот ЧТО должно звучать в этом месте за кадром: гениальная "Испанская песня" Сергея Курёхина, из фильма Олега Тепцова и Юры Арабова "Посвящённый" - с её понятой заново, обнажённой болью, и - беззащитной пред мыслью, почти преступной радостью бытия, которые слились в рвущемся откуда-то из глубин огненного Чистилища женском голосе - под гитару.

Реакция читателя, Нины Барсуковой.

Потрясающе! Это не заметка, Андрей, это стихи в прозе, миниатюра, наполненная мощной энергетикой! Это надо публиковать!

Андрей, я никогда не сомневалась в глубине Вашего подтекста, без которого не получится ничего. Конечно, это не просто - обозначить на полях сюжета такие глубоко личные и, в общем-то, болезненные состояния. Но для этого и существует искусство. Мне очень приятно, что Вы поделились со мной своей концепцией фильма об отце. Это важно для меня. Спасибо, дорогой Андрей!


Мой ответ.
Спасибо,Ниночка, я уже понял, что должен быть, безотносительно к рабочему сценарию, по которому будем, надеюсь, дальше снимать картину, ещё один, чисто авторский, включающий размышления о моём состоянии в момент погружения в прошлое, - где
помню точно, что было, где - не совсем. Этот же кусочек, скорее, отправная точка для построения эпизода. Если раскрыть скобки, скрытые за экспрессией, изложение сюжета займёт страниц 6-7, там ещё кое-что надо просто узнать. Но очень рад, если Вы считаете, что я вышел за рамки функционального значения этого текста. Может, даже лучше именно "на полях" сюжета оставлять такие вещи, чтобы не терять само состояние. Его же не экранизируешь, как раз тот самый душевный стриптиз и получится. Не я ведь герой этой истории, - наоборот (вдумайтесь!) единственный оставшийся в живых свидетель, к тому же принципиально отказавшийся от права документалиста реконструировать то или иное событие, чтобы не было туфты, дурной телевизионщины, беллетризма по принципу "он сказал, она ахнула и повернулась". Напряжение между подтверждаемым фактом - и памятью о том, что исчезло, в принципе, навсегда, а я лишь ловлю след пролетевшей птицы, - это и есть полюса моего рассказа. Не степень приближения к некоей заранее данной "истине" , а сам рассказ, где "правда жизни" не должна противоречить "правде искусства". Но это - к слову. Рад Вам.
7 сентября – смонтировали ролик для питчинга в Амстердаме. Впервые появилось ощущение, что начали делать кино.
Дальше – пауза: 18-го вылетели с Дашей Хреновой и Володей Хизовым в Благовещенск, потом в Хайхэ и Харбин – на поезде, потом в Екатеринбург. Там 3-го был очень хороший разговор с Ирой Уральской о том, как снимать близких (у неё уже был фильм «Династия: кино длинною в век). До этого, ещё в конце августа, был разговор с манским на ту же тему. Оба говорят – «потрясающе интересно». Манский: «Фильм есть остаётся его только сделать».
С 10-го октября – уже настоящее начало. Позвонил Вике Лопач, она, оказывается, переезжает в Москву! Сейчас определяется с датами поездок в Швецию и Испанию, как в одну экспедицию.
20 октября – в ночь на 21 –е - в ЖЖ вывесил 1-ю часть заявки на фильм, о чём оповестил публику несколько раньше и сразу же получил отклики: «Интересно!». Сейчас молчат. Возможно, ждут продолжения.
7 ноября. Вечер. Публикую Фрагмент второй ДНЕВНИКа СЪЁМОК "Отца в командировке". Продолжаем работать над фильмом. Готовимся к поездке в Швецию и Испанию. Сейчас пересматриваю фотографии, оставшиеся от поездок отца в те же самые страны, и определяю места, которые мы должны будем снять теперь. А события и разговоры последних месяцев отцовской жизни приходят сами собой, хотя одно время казалось, что всё уже вспомнил и ос
талось только записать в сценарии. Вот ещё один рассказ отца - о впечатлении от корриды. Он сказал нам с мамой, вернувшись из Испании: "Если ещё хоть раз нас бы сводили на бой быков, я бы захотел совершенно неукротимо, чтобы на этой арене были уже не тореадоры с быками, а христиан со львами. Рождалось такое чувство, пока шло это зрелище". Да. Никакой Хемингуэй столь ясного приговора себе - гуманному существу - не произнёс бы. Трезвое самонаблюдение учёного: будто на нём вот-вот тоже поставят эксперимент. ...Ниже - заметки директора картины о потенциальных съёмочных объектах, и цитаты - "картинки", увиденные в своё время нейтральным глазом кинокамеры-туриста. А нам предстоит поймать в объектив и снять - Что?

14 ноября. Приехала Вика. Начинаем работать по-настоящему.
Конец Дневника № 1.
Продолжение, уже во многом иное по структуре и содержанию, возможно, последует?
19-го утром уезжаем в Швецию и Испанию, после 6-го - в Ригу...

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
shemyakins
Jan. 12th, 2013 04:43 pm (UTC)
Re: С днем рождения!
Спасибо!
mackrotk
Jan. 12th, 2013 06:36 am (UTC)
С днем рождения!!!
shemyakins
Jan. 12th, 2013 04:42 pm (UTC)
Спасибо!
(Deleted comment)
shemyakins
Jan. 12th, 2013 04:42 pm (UTC)
Мариночка, спасибо! И Вы держитесь! Хорошего Вам всего-всего в новом году!
chevrette
Jan. 12th, 2013 01:12 pm (UTC)
С Днем рождения! Возвращайтесь)
shemyakins
Jan. 12th, 2013 04:41 pm (UTC)
Спасибо! Писать буду чаще!
olya333
Jan. 19th, 2013 12:46 pm (UTC)
С Днем Рождения, хоть и с опозданием
И обязательно пишите, когда есть такая возможность и настроение
shemyakins
Jan. 19th, 2013 12:52 pm (UTC)
Спасибо, буду стараться!
Скоро опубликую дневники, сделанные по ходу уже непосредственно съёмок - испанский и шведский!
( 8 comments — Leave a comment )